вторник, 5 мая 2020 г.

Четвертый пенсионный уровень

Поскольку наши с мужем родители находятся в свежепенсионном возрасте или приближаются к оному, вопрос пенсий, их размеров и связанных с ними решений регулярно поднимается в разговорах. И так как мой горизонт планирования составляет не 2-3 года, в чем меня пытались убедить чтецы по физиономии в одной известной обучающей компании, а лет 20, я тоже прислушиваюсь и мотаю на ус. В Латвии три пенсионных уровня: первый и второй - обязательные (они делятся на первый, консервативный 14% и второй, активный - 6%, доходы с которого вкладываются в акции; оба вместе составляют 20% от брутто-зарплаты). И есть третий уровень - добровольный, которым управляют частные компании и банки. 

Мой пенсионный стаж составляет около 15 лет, в том числе за счет декретов. Последние 10 лет я не работаю. В системе latvija.lv в данный момент есть информация о том, что на втором пенсионном уровне (который критически упал в последнее время) у меня 3000 евро. Это 6% из 20. Следовательно, на первом - 7000 (считаю очень условно, ибо мне важен порядок цифр). То есть за 15 лет трудового стажа я накопила, допустим, 10.000 евро. Когда-нибудь я выйду на работу (не факт, что официальную). Еще лет 10-15 проработаю. Пусть будет еще 10.000 евро.  Какой будет моя пенсия? Ми-зер-ной. Нет, незадолго до первого декрета я начинала делать взносы на третий уровень - года три я проплатила. При этом в первый год практически все выплаты уходят на административные расходы... В декрете я быстро поняла, что выход на работу и получение новых доходов сильно отложены в будущем. Поэтому договор расторгла, заплатила неустойку и получила на руки около 400 евро, которые мне в тот момент очень пригодились. Но больше в эту историю я ввязываться не собираюсь (хотя знаю людей, которые успешно этот путь прошли, вышли на пенсию и уже получают выплаты по полису).

С 2020 года в Латвии разрешили наследовать 2-й пенсионный уровень, то есть на 6% из 20% брутто-зарплаты своего мужа я могу в случае его преждевременной кончины претендовать. Зарплата у него хорошая, но эти 6% вкладываются в ценные бумаги - что с ними будет спустя время? Не знает этого никто. Будут ли вообще пенсии через 20 лет, если мы до них доживем? Тоже неизвестно. Но десять лет своей жизни я посвятила детям. Честно, с душой, практически в одиночку. И мне почему-то кажется, что единственное, во что на самом стоит вкладывать - это в хорошие отношения с собственными детьми. Это самый надежный, четвертый пенсионный уровень. Тогда будет хоть призрачная надежда, что в случае чего дети не оставят на улице умирать с голоду (но это неточно).

Это вовсе не означает, что я планирую жить за счет детей. Мне интересно чего-то достигать самой. И мой идеальный вариант - создать что-то, на авторские от чего можно потом существовать до конца жизни. Астролог говорила мне, что в последние годы жизни я останусь без собственного жилья - ну что ж. Жил же кто-то в отеле )) Хотя жизнь в пансионате меня тоже не пугает - они бывают разные, посмотрите "Последние годы жизни". Пугают равнодушие и неизвестность.

P.s. Когда я обсуждала с мужем эту тему, он спросил: что тебе сейчас мешает откладывать по 50 евро в месяц? А мне действительно ничего не мешает. Пора начинать.


          

Комментариев нет:

Отправить комментарий