Сегодня я подвозила Валеру, коллегу мужа, оставившего одну из машин в сервисе, от дома до работы. Там стояла вторая машина, а в ней - компьютер и телефон моего мужа, уехавшего за рубеж. Мне поручено было их забрать домой. По дороге говорили о детях (у них с женой - две дочери), репетиторах, разнообразных тратах... И он рассказал о своей маме, недавно перенесшей инсульт (это следствие очень печальной истории о том, как наше правительство заставило граждан РФ с видом на жительство в Латвии в возрасте до 75 лет (!) сдавать экзамен на знание латышского языка - иначе им грозило выдворение из страны). После этого женщина стала недееспособной, и теперь ей требуется помощь. Сыновья, имеющие семьи и детей-студентов, должны работать и содержать их. "Сидеть с инвалидом никто не хочет" - это прямая цитата из разговора. А расценки на пансионаты начинаются от 1500 евро в месяц...
Я на фоне подобных историй всегда вспоминаю свою 98-летнюю бабушку Нину, которая, несмотря на свою нелегкую жизнь (война, после замужества жизнь в лесу на заставе, ранняя потеря мужа), до сих пор живет одна на пятом этаже без лифта, выходит из дома (недавно я возила ее в посольство оформлять новый паспорт и наблюдала, как она при спуске опирается на палки для ходьбы и забавно считает ступеньки - один, два, три, четыре...). Если секрет бодрости моего 69-летнего папы можно объяснить многолетними занятиями спортом, баней и активным ведением международного бизнеса (его старший брат, тоже когда-то спортсмен, давно живет в плену Альцгеймера с тремя сиделками поочередно), то Нина спортом никогда не занималась. А еще она любит жирное, жареное и рюмочку-другую крепкого напитка. Бабушка всю жизнь проработала учителем (как сказал Валера, она привыкла к стрессу - и эта фраза меня заинтересовала), и даже на пенсии ее продолжали звать в школу на замену. А ее брат Тихон, проживший 102 года, был военным прокурором - тоже ни разу не спокойная профессия. Я много раз думала о том, почему они прожили так долго, а их брат с сестрой - нет.
У Тихона была вторая жена, Зента, которая умерла в этом году (то есть ей тоже было 98 лет). Трое детей, потеря первого мужа. Потом встретила моего родственника и прожила с ним еще 33 года. Была хорошей хозяйкой, заботилась о детях и муже. А еще всегда тщательно следила за собой.
Когда я описывала все эти истории, в голову пришла фраза "продуктивный стресс". Я не психолог, поэтому полезла изучать дефиницию. Исследователи разделяют эустресс (продуктивный стресс, состояние адекватной мобилизации ресурсов для решения возникающих задач) и дистресс, характеризующийся мотивацией "на себя" и выраженной эмоциональностью. Так вот, частое повторение состояния дистресса влечет за собой негативные последствия для здоровья субъекта...
А еще мне очень жаль, что ушла из нашей жизни практика проводить отпуск в санатории. Я провела там с мамой 5 дней через год после рождения младшего сына, и это было прекрасно. И Нина, и Тихон, и Зента - все они ездили восстанавливать здоровье на воды. У двоих последних стояла в серванте их парная красивая фотокарточка с надписью "Кисловодск".
P.s. На фото перчатки, которые Нина связала этой осенью. И просит принести ей еще ниток ))




